Джакупова о Конституции: От парламентаризма останутся рожки да ножки

тема: Поправки в Конституцию

992  6
- www

Законопроект о внесении дополнений и изменений в Конституцию Кыргызстана, недавно вынесенный на обсуждение, уже вызвал много нареканий со стороны юристов.

  1. Откровенно абсурдный "список" высших ценностей из девяти пунктов, представляющий собой мешанину из понятий, бессмысленных в юридическом смысле;
  2. ликвидация нормы, предусматривающей восстановление Кыргызстаном нарушенных прав и свобод своих граждан в случае, если международные органы признали факт таких нарушений;
  3. оптовое лишение всех судей прав на тайну переписки, телефонных переговоров и так далее, что автоматически лишает судебную власть даже декларативной независимости;
  4. лишение Конституционной палаты Верховного суда какой-либо самостоятельности в принятии решений о неконституционности законов или их положений.

Вот лишь те поправки, что сразу бросаются в глаза. Но есть еще и нюансы, которые явно говорят о том, что предлагаемые нововведения переформатируют Конституцию, как говорил один юморист, в инструкцию по эксплуатации всей страны в узкокорыстных целях. Об этих нюансах "Фергана" побеседовала с депутатом Жогорку Кенеша Чолпон Джакуповой.

- Чолпон Идиновна, предлагаемые поправки носят весьма противоречивый характер, насколько бурными были дебаты во фракциях?

- Если таковые и были, то проходили они в сверхсекретном режиме - вы будете удивлены, но мне о них ничего не известно. Я вообще не заметила, чтобы в стенах парламента велась какая-то работа в этом направлении. Да, приходил президент, да, в своих выступлениях он говорил о том, что надо вносить изменения в Основной закон, но никакой рабочей группы не было создано, этот вопрос не обсуждался ни в кулуарах, ни тем более на сессиях или в комитетах, поэтому я вообще сомневаюсь, что этот документ был рожден в недрах парламента. Нынешняя власть регулярно обвиняет в авторитарности акаевский и бакиевский режимы, экс-президенты любили менять Конституцию, но мы хотя бы знали составы рабочих групп, имена экспертов и юристов, работавших над поправками. В данном же случае вообще ничего не известно.

- Зато внешние приличия вроде бы соблюдены – проект вынесен на общественное обсуждение, затем будет "обтачиваться" в парламенте, потом проведут референдум.

- Если вдаваться в подробности, то и они не соблюдены. Предположим даже, что инициаторами законопроекта действительно являются парламентарии, поставившие под ним свои подписи. Но они же должны знать о том, что документ вынесен на обсуждение с нарушением всех юридических процедур. Во-первых, депутаты ЖК вообще не могут инициировать внесение изменений. По действующей Конституции эта законодательная инициатива закреплена за двумя субъектами - за самим народом (300 тысяч подписей) либо за народоизбранниками. Предпочли идти по второму пути, но забыли, что статья 4 декрета Временного правительства "О президенте КР на переходный период", который принимался на референдуме в 2010 году, накладывает запрет на изменение шести разделов Конституции (кроме первого, второго и девятого) до 1 сентября 2020 года. До этого срока депутаты не имеют права трогать Конституцию. Декрет ведь действующий, его никто не отменял.

Идем дальше. И в регламенте ЖК, и в действующей Конституции говорится о том, что проект закона о внесении изменений в Основной закон подлежит направлению в Конституционную палату Верховного суда для дачи заключения. В случае вынесения палатой отрицательного заключения проект рассмотрению не подлежит. Кто-нибудь видел это заключение? Где оно?

Наконец, лидер фракции СДПК Иса Омуркулов уверенно заявляет, что референдум по принятию поправок состоится в сентябре-октябре, но в том же регламенте ЖК четко оговаривается, что закон о внесении изменений в Конституцию принимается депутатами после проведения не менее трех чтений с перерывами между ними в два месяца. То есть на обсуждение документа требуется полгода, референдум, по идее, нужно назначать на весну. Как они собираются перешагивать через все эти нормы, мне непонятно.

- Алмазбек Атамбаев в своих комментариях журналистам относительно внесения изменений в Конституцию постоянно говорит о том, что хочет ослабить президентскую власть, усилив при этом позиции премьера и парламента. Предлагаемые поправки, на ваш взгляд, соответствуют президентским заявлениям?

- Однозначно нет. В справке-обосновании к проекту закона говорится о том, что предлагаемые поправки практически не касаются полномочий ветвей государственной власти. Еще как касаются. Увеличиваются полномочия не только премьер-министра, но и президента. Что касается института парламентаризма, то от него, в случае принятия этих поправок, останутся рожки да ножки, Жогорку Кенеш будет выполнять чисто номинальную роль. Например, если раньше законы о республиканском бюджете, налогах, принятые парламентом, подлежали обязательному подписанию, то теперь премьер может отклонить их. Согласно действующей Конституции, премьер-министр может не чаще одного раза в год ставить перед парламентом вопрос о доверии правительству. В случае отказа Жогорку Кенешем в доверии кабмину президент решает либо отставить правительство, либо назначить досрочные выборы в парламент. Поправки эту норму убирают, что позволяет премьеру постоянно шантажировать парламент угрозой вотума.

Вот мы не пропустили в свое время антинародные законы, касающиеся ОСАГО или, к примеру, обязательного страхования жилья. Теперь же, я вас уверяю, все антинародные инициативы будут проходить в ЖК на раз, два, три.

Если раньше мы могли одной третью голосов инициировать вопрос о снятии с должности генпрокурора, то теперь для этого требуется набрать не менее 2/3 голосов, что практически невозможно.

Судей вообще опустили ниже плинтуса. В справке-обосновании не стесняясь пишут, что судебная власть является вторичной по отношению к президенту и ЖК на основании того, что последние избраны народом. Ни один нормальный юрист не написал бы такого. Это бред. Конституционная палата Верховного суда, согласно поправкам, должна будет согласовывать свои решения с президентом и ЖК. Этой поправкой закладывается прямой конфликт интересов. Ну, представьте: мы принимаем закон, КП выносит вердикт о его несоответствии статьям Конституции и потом оправляет его нам же, чтобы мы выдали свое заключение. В таком случае для чего нам вообще КП? В целом все будет решать связка президент - премьер-министр. Судейская власть, прокуратура, парламент - все под ними, никто не может их контролировать. Парламент становится фикцией, ширмой.

- Парламентариям все-таки кинули косточку. Статья 72 гласит, что депутат может быть назначен на должность премьера или вице-премьера с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях ЖК. Это разве не слияние законодательной и исполнительной властей?

- В некоторых странах это допускается, но в данном случае, я думаю, эта норма вводится как приманка - чтобы протащить законопроект, надо заинтересовать депутатский корпус, к тому же президент как-то должен оправдывать свои заявления об усилении парламентаризма. И таких приманок или реверансов в законопроекте много. Реверанс в сторону обывателя - перечисление "высших ценностей" типа материнства, отцовства и прочих не несущих никакого правового смысла понятий. Реверанс в сторону ура-патриотов - поправка о том, что решения международных судов не будут приоритетнее местных.

- Но и президент, и поддерживающие его политологи заявляют, что поправки в пресловутую 41 статью вносятся, поскольку она создает угрозу суверенитету страны.

- Ну, давайте тогда вообще выйдем из всех международных договоров и останемся с абсолютным суверенитетом. Ситуацию можно объяснить на примере концепта супружества: заключая брак, вы договариваетесь, что несете ответственность за ребенка, рожденного в этом браке, что в случае развода будете платить алименты и т.д. Отцовство и материнство – это потеря части своего суверенитета? Безусловно. И точно так же заключение любого международного договора - это согласие с правилами, которые он устанавливает, и согласие на добровольную потерю части суверенитета. Подписали договор – будьте добры соблюдать правила. Не хотите - разрывайте соглашение.

- Если эти поправки все же будут приняты на референдуме, следует ли распустить парламент?

- По закону распустить следует всех: если меняются функциональные обязанности, объемы полномочий (а они меняются предлагаемыми поправками), то все обнуляется, и мы возвращаемся к результатам 2010 года. Если граждане проголосуют за поправки, то следующим их шагом должно стать требование отправить всех в отставку. Мы должны распустить ЖК, отставить президента и премьера, судейский корпус…

- Судя по тому, с какими нарушениями процедур законопроект вынесен на обсуждение, законы будут продолжать нарушать и далее, так что все останутся на местах. Спикер ЖК Чыныбай Турсунбеков 31 июля заявил, что перед тем, как внести законопроект о внесении поправок в Конституцию, проводились встречи с депутатами, в ходе которых было принято решение не распускать парламент после референдума. К тому же и в пункте 8 статьи 2 законопроекта авторы пишут, что спикер, его заместители, члены правительства, генпрокурор и все прочие "сохраняют свои полномочия до истечения сроков, на которые они были избраны или назначены".

- Говорить и писать они могут что угодно, но мы-то легитимность свою потеряем и в глазах международного сообщества, и в глазах собственных граждан, потому что они нас избирали для выполнения тех полномочий, которые у нас нынешними поправками отнимаются. Меня тревожит тот факт, что избиратели не читают нормативные документы и не пытаются расшифровать, что стоит за их положениями. От чего мы уходили в 2010-м году, к тому сейчас и возвращаемся, только под другим соусом. И вопрос стоит сейчас так: насколько граждане сейчас ответственны перед собственным государством, чтобы прочитать и понять законопроект прежде, чем проголосовать.

- А об ответственности депутатов, подписывающих такие документы, вопрос не стоит?

- Это тема для отдельного разговора. Первое, что я лично сделаю, если эта Конституция пройдет, - сдам мандат. Потому что все время в публичном пространстве говорила о том, что буду отстаивать независимость судебной системы. Сейчас же моя задача заключается только в том, чтобы предупредить граждан о происходящем. Решение они будут принимать сами.

URL: http://zanoza.kg/342420
Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Спасибо!
3 самых упоминаемых политика за неделю
Алмазбек Атамбаев
506 упоминаний
Сооронбай Жээнбеков
107 упоминаний
Ислам Каримов
86 упоминаний
Комментарии
тяп-ляп
02.08.2016, 16:11


сущая голая правда! во-первых морочиться  ЮРвопросами далеко под силу любому вообще даже грамотному субъекту. во-вторых у нас даже в парламенте без грамотные. как ослы. прут своё. без экспертизы. Правило братвы-так захотел. а это уже преступление против народа!!! но им плевать. А ведь призыв "не плюй"!  

0
Цитировать
Жалоба модератору
Миротворец
02.08.2016, 19:03

а воо про судей что они лишаются тайны переговров и переписи мне нравится, больше половины судей судей можно смело отправлять на нары.

просто побеседуйте с простым народом или как тайный покупатель поучаствуйте в судебных заседаниях, но не говорите никому что вы проводите мониторинг, у нас судебные процессы открытые и вы сразу поймете что к чему.

0
Цитировать
Жалоба модератору
жакуп
03.08.2016, 11:15

ага вам предателям только и скажи.видели уже одного из-за которого мы сейчас страдаем благодаря его дырявой Конституции чуть ли не каждый второй госдеповский лезет со своими тупыми предложениями так что правильно что все проходит без ваших участий

0
Цитировать
Жалоба модератору
03.08.2016, 11:15
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 0
Комментариев: 7


Откровенно абсурдный "список" высших ценностей из девяти пунктов, представляющий собой мешанину из понятий, бессмысленных в юридическом смысле;

А я ничего страшного не вижу в "мешанине".

«1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством, высшими ценностями которого являются:

1) человек, его жизнь, стремление к счастью, здоровье, права и свободы, любовь к Родине, безопасность, образование, честь и достоинство;

2) независимость, государственный суверенитет, национальные интересы Кыргызской Республики;

3) территориальная целостность Кыргызской Республики;

4) единство народа Кыргызстана, мир и согласие в стране;

5) справедливость, верховенство права и равенство перед законом;

6) сохранение и развитие языка и национальной культуры, бережное отношение к истории;

7) нравственность, семья, детство, отцовство, материнство, забота о родителях, уважение к старшим, сочетание традиций и прогресса;

8) создание благоприятных экономических, социальных и других условий для гармоничного развития личности;

9) благоприятная окружающая среда.»;

0
Цитировать
Жалоба модератору
03.08.2016, 11:19
Карма: +3
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 3
Минусов: 0
Комментариев: 7


- Но и президент, и поддерживающие его политологи заявляют, что поправки в пресловутую 41 статью вносятся, поскольку она создает угрозу суверенитету страны.

- Ну, давайте тогда вообще выйдем из всех международных договоров и останемся с абсолютным суверенитетом.

Речь не о том, что надо выйти их всех договоров, а бессмысленности вообще прокуратуры, следствия, судов отечественных, если на их решение может накласть крендель забугорная комиссия о составе которой, кыргызстанцы, ничего не знают.

Кто в КР в курсе, кто сидит в комиссии при ООН и насколько они издалека компетентны?

Чолпон Идиновна лукавит! 41 статьи нет в Конституции ни США, ни Англии, ни Германии, а ведь эти страны довольно демократичны. 

0
Цитировать
Жалоба модератору
03.08.2016, 19:09
Карма: 0
Сумма оценок комментариев
Плюсов: 1
Минусов: 1
Комментариев: 7

жакуп
ага вам предателям только и скажи.видели уже одного из-за которого мы сейчас страдаем благодаря его дырявой Конституции чуть ли не каждый второй госдеповский лезет со своими тупыми предложениями так что правильно что все проходит без ваших участий

 Вот именно,  эти Госдеповские шайки в оследнее время так обрзели что  невозможн с ними тягатся.  поэтому  они такие борзые  ходят.   Поэтому сейчас нельзя ничего скрывать и умалчивать. Если и существуетопасные мины в Конституции тем более в 41 статье. Необходимо рассмотреть этот вопрос

и вносить изменения в Основной Закон Конституции а эти Госдеповские агенты что хотять усть и дальше так вещают потому что им выгодно чтоб нынешняя Конституция  не менялась  смотрю  Чолпон Жакупова уже путает   Акаевкий и Бакиевский режим с нынешним  ситуацием

0
Цитировать
Жалоба модератору
Комментарии от анонимных пользователей появляются на сайте только после проверки модератором. Если вы хотите, чтобы ваш комментарий был опубликован сразу, то авторизуйтесь
Правила комментирования
На нашем сайте:
  • нельзя нецензурно выражаться
  • нельзя публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • нельзя угрожать явно или неявно любому лицу, в том числе "встретиться, чтобы поговорить"
  • нельзя публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • нельзя публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • нельзя публиковать комментарии в транслите
  • нельзя выделять комментарии заглавным шрифтом
  • нельзя публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • нельзя писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • запрещается использовать в качестве ников слова "Заноза", "zanoza", "zanoza.kg" и другие словосочетания, указывающие на то, что комментатор высказывается от имени интернет-издания
  • нельзя размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
Последние новостиСреда, 07 декабря 2016Посмотреть новости за 6 Декабря
Контакты редакции:
Адрес: Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Токтогула, 90а, 2-й этаж.
Почта: zanoza.kg@gmail.com
Телефон: 62-07-60
Отдел рекламы: 88 00 16, 0778 20 30 44
НАВЕРХ  
НАЗАД