Учёные из MIT Media Lab обнаружили возможную угрозу, связанную с активным применением ИИ в образовании и работе. В ходе эксперимента с участием 54 добровольцев выяснилось, что использование ChatGPT при написании эссе снижает когнитивную активность мозга по сравнению с использованием Google или полностью самостоятельной работой.
Как сообщает Zanoza со ссылкой на сайт «TIME», участников (в возрасте 18–39 лет) разделили на три группы. Первая пользовалась ChatGPT, вторая искала информацию вручную через Google, третья писала тексты без цифровых помощников. Все участники проходили мониторинг мозговой активности с помощью ЭЭГ с 32 каналами.
Результаты оказались показательными: у группы с ChatGPT фиксировалась наименьшая нейронная активность. Их тексты были менее оригинальны, часто повторялись, а к финалу эксперимента участники всё чаще просто копировали ответы ИИ. Наоборот, те, кто писал без подсказок, демонстрировали высокую активность в зонах, отвечающих за память и креативность. Группа с Google показала средние результаты — лучше, чем с ChatGPT, но чуть слабее полностью «ручной» группы.
Когда участников попросили переписать свои тексты по памяти, «чат-бот-группа» справилась хуже всех. Зато те, кто впервые попробовал ChatGPT в конце эксперимента, показали усиление мозговых связей — это позволило авторам предположить: ИИ может быть полезен, если использовать его правильно.
Ведущая исследовательница Наталья Космина подчёркивает, что поспешное внедрение ИИ в учебный процесс может повредить детскому мозгу. По этой причине статью опубликовали до официального научного рецензирования. Космина призывает педагогов и законодателей разработать безопасные подходы к использованию ИИ в образовании.
Сейчас команда MIT проводит аналогичный эксперимент с программистами и, по предварительным данным, картина ещё тревожнее: у разработчиков, использующих ИИ, снижается активность, связанная с критическим мышлением.
Напомним, ранее мы рассказывали какую модель ChatGPT выбрать: гайд по версиям и их возможностям.